Лекция 1. "История" и "теория" музыки.
Концепция музыки, как "высшего искусства" и ее место в современной европейской
(городской) культуре. Рафинированная форма существования музыки, как продукт
"истории музыки"(дубликата истории общества). "Галерея авторитетов"
и "островки новаторов" как наиболее яркие достижения европейской музыки.
"Теория музыки". История "теории музыки". "Музыкальная
традиция", концептуализируемая культурой, как объект. "Музыкальная традиция"
как непрерывный процесс. Hелинейность "музыкальной традиции" и последствия
концептуализации этого процесса, как линейного (появление хроматического строя и т.п.).
Лекция 2. Музыкальный инструмент. "История" инструментальной музыки. "Теория"
музицирования и инструментостроения.
Звучащий объект и музыкальный инструмент (формы существования в культуре того и другого).
Музеезация предмета и обратные процессы (научные труды и "реконструкции")
Источники по инструментоведению.
Лекция 3. Консервация звука. Музыкальный текст и звукозапись.
Отсутствие существенных отличий между музыкальным текстом и звукозаписью. Миметические
машины от музыкальных шкатулок до CD-ROM. Продукт звукозаписи в роли состоявшейся классики
и как объект неживой природы. Устройства записи и воспроизведения, их структура и связь
со структурой пространства и структурой общества. Мультиплицирование и репродуцирование
звукозаписи.
Лекция 4. Структура "музыки для потребителя". Разнообразие потребительского
рынка.
Старинная (барокко, классическая…), современная симфоническая, джаз, народная
(оркестровая), эстрада (официальная и маргинальная), рок (официальный и маргинальный),
альтернативная музыка, реконструкции, этническая. Традиционная музыка (вокальная и
инструментальная), вокал как инструмент, инструмент как вокал.
Лекция 5. Классификация музыкальных инструментов - плюсы и минусы.
"История, эволюция и систематизация" музыкальных инструментов.
Лекция 6. Композитор - текст - исполнитель - среда - слушатель.
Реальные связи и предлагаемые представления о связях. Социальные пространственно-темпоральные механизмы
построения "связей".
Лекция 7. Классическая и "этническая" музыка.
"Чувства вместо алгебры". "Божественное откровение" в виде CD.
Лекция 8. Музыка в изобразительном искусстве и наоборот.
Музыкальные "картины" и визуально-звуковые образы в европейской городской культуре
XVIII-XX вв. Поиски соответствий между цветом и звуком; неизбежное смешение терминологий.
Эксперименты "музыка + цвет" (Скрябин). Эксперименты "живопись в симфонической
манере" (абстракционисты). Крах изобразительно-звуковой системы европейской городской
культуры и компьютерный видеоклип.
Лекция 9. Музыка и музыкальный инструмент в имперской культуре.
Музыкальный инструмент как один из основных пунктов в структуре самоидентификации
(в европейской городской культуре). "Преемственность" музыкальных инструментов по
различным схемам. Трансформация образа музыкального инструмента.
|