Школа
ОСТЕНТУМ

Женские программы

Сенситив

Мой мир

Лабиринт

Чиранг

Антропология музыки

Минералы

Рисунок смысла

СТРАНИЦА ИНСТРУКТОРОВ

Расписание


Контакты:
8-921-789-46-88, 8-931-305-97-39; jalkala@mail.ru

РЕБЕФИHГ
/REBIRTHING/
ПОВТОРHОЕ РОЖДЕHИЕ

Ребенок родился. Малыш только что появился на свет, но у него есть уже своя история и свои переживания - ведь он целых девять месяцев воспринимал мир вместе с мамой, прошел через труды рождения, начал свое собственное знакомство с действительностью. Ребенок совсем маленький, а опыт уже есть. И не всегда этот опыт радостный. А ведь он останется с человеком на всю жизнь, неосознанно корректируя его поведение.
Отец не хотел ребенка - и повзрослевший сын воспринимает мир как врага, защищается от окружающих, вызывая их ответную агрессию. Или же ребенок не смог родиться сам - потребовалась помощь - и, как, ни странно, он ни одно дело не может самостоятельно закончить. Сразу после рождения ребенка унесли от матери - единственного здесь родного существа - и в душе малыша навсегда поселился страх одиночества. Подобных примеров, к сожалению, множество.

Практика РЕБЕФИHГ (rebirthing), т.е. "повторное рождение", позволяет:
- проанализировать свой наиболее ранний опыт;
- сопоставляя полученную информацию со своим восприятием, осознать влияние раннего опыта на свое мировоззрение и поведение;
- скорректировать опыт, дающий нежелательные последствия.

Студия Актуальной Психологии проводит технику РЕБЕФИНГ по методике Школы рациональной психотехники Г.Р.Рейнина. Выход в измененное состояние сознания проводится не на холотропном дыхании, что часто оказывается физически тяжело для многих людей, а на резонансе с музыкой определенных вибраций. Применение данной методики обеспечивает контроль своей внутренней ситуации, дает возможность осознанно работать по программе курса:
1 день - "Воспоминание" - получение детальной информации для анализа и сопоставлений. В измененном состоянии сознания прохождение своих пренатальных матриц, сопровождаемое наиболее яркими переживаниями этих периодов.
2 день - "Коррекция". В трансперсональном пространстве обрыв патологических связей. Прохождение пренатальных матриц с учетом влияния раннего опыта на дальнейшее проживание.
3 день - "Прорыв". В трансперсональном пространстве работа со своими комплексами, проблемами и страхами. Прохождение пренатальных матриц, подтверждающее проведенную коррекцию.
Практика состоит из трех занятий по 5 часов. Каждое занятие влючает в себя физическую разминку (динамика и статика), работу непосредственно по программе данного дня, и "отчет", т.е. обмен впечатлениями в произвольном объеме.

Согласно учению американского психолога Станислава Грофа, с момента зачатия и включая момент появления на свет, человек проходит четыре периода, называемых пренатальными матрицами:
1 матрица - от момента зачатия до момента начала родовых схваток;
2 матрица - от начала родовых схваток до выхода в родовые пути;
3 матрица - прохождение родовых путей;
4 матрица - встреча с миром.
Hазвание "матрицы" не случайно, т.к. все обстоятельства и условия прохождения этих периодов, как показывает опыт, налагают на поведение человека неосознанные программы, которые сопровождают его всю жизнь.
В частности, если мать во время беременности сомневалась, оставлять ли ребенка, или хотела мальчика, а родилась девочка, у ребенка всегда остается сомнение - а нужен ли он окружающим?, формируется комплекс; или родившаяся девочка, проявляя мужской характер, вместе с тем чувствует свою "неполноценность". Если в течение первой матрицы мать в какие-то периоды была угнетена, болела, уставала, то у ребенка те системы, внутриутробное развитие которых приходится на это время, будут ослаблены. В целом же можно сказать, что неблагополучная первая матрица формирует у ребенка глубокую подсознательную убежденность в том, что мир "плохой", агрессивный, опасный.
Вторая матрица имеет непосредственную проекцию на поиск выхода из ситуаций. Если, скажем, у матери уже начались потуги, а матка еще не раскрылась; тазовое прилежание; или по-каким-то другим причинам выход из матки осложнен, у ребенка в будущем всякая напряженная ситуация будет восприниматься как безвыходная.
Третья матрица влияет на нашу способность двигаться к поставленной цели и преодолевать трудности. Мы часто встречаем людей, которые двигаются к цели вяло, вдруг без видимых причин бросают начатое или не могут завершить почти сделанное. Это может быть связано с тем, что во время родов они застряли в родовых путях. Или же другая крайность - человек двигается к своей цели напролом, разрушая все на своем пути. Такая модель поведения характерна для людей, появившихся на свет в результате "скоростных родов".
И, наконец, четвертая матрица - то, как нас принял мир, рады ли нам окружающие, напрямую связана с нашим восприятием нового и страхом перемен. Если ребенка, как это часто бывает, приняли равнодушно, а то и раздраженно, если ему было холодно, сразу унесли от мамы непонятно куда и т.п. - человек всегда любое новое будет воспринимать как перемену к худшему, как дискомфорт. Также одна из наиболее острых проблем, связанных с четвертой матрицей, это страх одиночества.
РЕБЕФИHГ на протяжении нескольких десятилетий проводится во многих странах и приносит неоспоримые положительные результаты.

Статья О.А. Косулиной о ребёфинге Школы рациональной психотехники

ЭТНОРЕБЁФИНГ
(МИСТЕРИЯ РОЖДЕНИЯ)

В настоящее время в мире существует большое количество эффективных психотерапевтических практик, при помощи которых человек имеет возможность вспомнить свой самый ранний опыт, осознать его влияние на свою жизнь и скорректировать ту его часть, которая дает нежелательные последствия. Наибольшее распространение среди психотехник такого направления получили: Холотропное дыхание, Ребефинг, Вайвейшн, и Свободное дыхание. Чтобы иметь возможность оценить позитивный эффект этих практик, в первую очередь стоит обратить внимание на Холотропное дыхание, так как именно его авторы внесли наиболее весомый теоретический (и не менее важный практический) вклад в создание и развитие психологической коррекции перинатального периода человека.
Американский психолог чешского происхождения Станислав Гроф в середине 50-х годов ХХ века проводил исследования измененных состояний сознания с помощью ЛСД (диэтиламид d-лизергиновой кислоты, психоактивное вещество). На базе своих исследований Станислав Гроф построил картографию сознания человека для описания эффектов, возникающих во время психоделических сеансов.
Картография сознания Грофа включает три области:
- биографическую (связанную с опытом человека, начиная от его рождения и до настоящего момента);
- перинатальную (связанную с внутриутробным развитием и процессом родов);
- трансперсональную (область человеческого сознания, которая выходит за пределы обыденных представлений человека о самом себе).
На основании богатого опыта переживаний своих пациентов Станислав Гроф смог доказать значительное влияние перинатального опыта на формирование индивида. Согласно его исследованиям, перинатальные переживания во многом определяют дальнейший опыт в биографической области и являются связующим звеном с трансперсональной областью.
Перинатальная область была условно разделена Грофом на 4 матрицы в соответствии со стадиями внутриутробного пребывания и прохождения родового процесса:
1 матрица - от момента зачатия до момента начала родовых схваток;
2 матрица - от начала родовых схваток до выхода в родовые пути;
3 матрица - прохождение родовых путей;
4 матрица – непосредственно рождение, выход в новую среду.
Психоделические сессии, проводимые Станиславом Грофом, несли большой психотерапевтический эффект для пациентов, так как, в числе прочих возможностей, давали человеку шансы вновь пережить свой наиболее ранний опыт и свести к минимуму его негативное влияние.
Когда в большинстве стран мира использование ЛСД в психотерапевтических целях было запрещено в соответствии с конвенцией ООН «О психотропных веществах» 1971 года, Гроф стал искать технику, подобную по терапевтическому воздействию. И в 1975 году, вместе с Кристиной Гроф, открыл и зарегистрировал дыхательную практику, которую назвал «холотропное дыхание». Термин «холотропный» образован Грофом от др.-греч. слов «целый» и «направление, способ», т.е. означает «движение по направлению к целому, к целостности».
Психофизиологическое действие холотропного дыхания основано на том, что длительная гипервентиляция лёгких приводит к парадоксальному кислородному голоданию, из-за которого начинается торможение коры головного мозга, более интенсивно начинает работать подкорка, высвобождая ранее вытесненные из сознания переживания. Наступает измененное состояние сознания.
Ребефинг (англ. rebirthing - «повторное рождение», «возрождение»), техника, созданная в 1974 году американцем Леонардом Орром, также использует для вхождения в измененное состояние сознания дыхание. Леонард Орр считал, что каждый человек переживает родовую травму, запоминает её, подавляя хранящуюся в памяти негативную информацию, и это несет негативный эффект в течение всей его жизни. В связи с этим, по мнению Орра, одна из самых важных задач ребёфинга – повторное проживание своего физического рождения и нейтрализация родовой травмы. Освобождение от подавленных негативных переживаний путём налаживания правильного дыхания, по мнению сторонников ребёфинга, имеет положительный терапевтический эффект. В технике ребёфинга циклическое связное дыхание (без пауз между вдохом и выдохом) – главный инструмент доступа к информации, находящейся в бессознательной части психики.
Вайвейшн (термин «vivation» происходит от латинского «vivo» – жить) – доработанная Джимом Ленардом и Филом Лаутом техника ребёфинга, позволяющая проводить его более мягко. До 1987 г. эта практика была известна под именем Интегративный ребёфинг, и в основе ее также лежит один из вариантов связного дыхания.
Различные дыхательные техники используют для вхождения в измененное состояние сознания и другие разновидности ребёфинга, такие как Энегродыхание (Energy Breathing, автор Дэн Бруле), Свободное Дыхание (Free Breathing), возникшее в России в постсоветский период, и прочие. Эта статья – рассказ о единственном в своем роде варианте ребёфинга, который отличается от общепринятых практик, прежде всего, методом вхождения в измененное состояние сознания. Разработан он специалистами российской Школы рациональной психотехники Г.Р. Рейнина. Начало формирования этой практики в рамках данной психологической школы приходится на 80-е годы прошлого века. В работе над ней принимали участие Г.Р. Рейнин, Е.Н. Лысак, В.Ю. Рогозова, О.А. Косулина и Н.Г. Волчек.
К началу нового тысячелетия практика сложилась как четко организованный тренинг, и в 2007 году в Москве Г.Р. Рейниным и О.А. Косулиной был проведен первый инструкторский курс, а также предложено методическое пособие для инструкторов нового варианта ребёфинга, названного «этноребёфинг».
Так же, как и другие версии этой практики, он позволяет:
- восстановить в памяти и проанализировать свой наиболее ранний опыт;
- сопоставляя полученную информацию со своим восприятием, осознать влияние раннего опыта на свое мировоззрение и поведение;
- скорректировать опыт, дающий нежелательные последствия.
И, тем не менее, метод, разработанный Школой рациональной психотехники, имеет три кардинальных отличия от всех вариантов проведения ребёфинга, принятых в мире в настоящее время:
– выход в измененное состояние сознания происходит не на дыхательных практиках, а при помощи специально подобранной музыки, динамики и специфически организованного пространства;
– тренинг имеет четкую программу, рассчитанную на три дня занятий по четыре-пять часов;
- высокая включенность ситтеров (помощников ведущего) в создание специфически организованного пространства тренинга.
В современном мире в результате того, что огромное количество разновидностей ребёфинга проводятся при помощи техник дыхания, большинство людей отождествляет понятие «холотропное дыхание» с практикой ребёфинга. Это не совсем корректно. Дыхательные практики, в частности, холотропное дыхание, являются лишь методом для вхождения в измененное состояние сознания, где уже и разворачивается непосредственно коррекционная работа.
Школа рациональной психотехники отказалась от применения дыхательных практик по нескольким причинам. В частности, они оказывается физически тяжелы для многих людей, что часто служит причиной отказов от занятий. И, что не менее важно, в большинстве случаев специфическое дыхание дает настолько глубокое измененное состояние сознания, что осознанная работа по коррекции своих перинатальных матриц становится невозможной. То есть, в какой этап перинатального периода попадёт человек при помощи дыхательной практики, и как будут разворачиваться события в его видении, предсказать очень трудно, точно также как и повлиять на этот процесс. При проведении практик с использованием специфического дыхания элемент случайности компенсируется многократным повторением погружений – один курс состоит обычно из десяти дыхательных сессий по полтора-два часа.
Метод, используемый Школой рациональной психотехники для вхождения в измененное состояние сознания при проведении ребёфинга, является не новым, а, скорее, очень старым, т.е. традиционным. Как это часто бывает, необходимость изобрести, найти, сочинить максимально эффективный и корректный метод привела к созданию техники, почти повторяющей те, что уже существуют в традиционных культурах мира. Именно поэтому разработанный Школой рациональной психотехники вариант ребёфинга получил название «этноребёфинг».
Наибольшее сходство этноребёфинга обнаруживается с обрядами инициаций через рождение. Такие обряды существовали в древней Индии, древней Греции, в Индонезии на о. Борнео у племени бераван из Саравака (современный о. Калимантан), в Болгарии и среди боснийских турков [10]; в Китае и Японии (V-X вв.) [4]; в Новой Гвинее у племени ятмулов, в Северной Америке у индейского племени Великих Равнин манданов, живших возле реки Миссури [5].
В некоторых обществах подобные обряды сохранились и до настоящего времени: например, на северо-западном побережье Америки у народов хайда, тлинкиты, квакиютль [1, 7] и в Полинезии у народа канака [6].
Ссылаясь на описания обрядов инициаций, приведенных голландским антропологом Арнольдом ван Геннепом в книге «Обряды перехода» [3], Гроф сообщает о необходимых для «ритуалов перехода» измененных состояниях сознания. Такие состояния, пишет он, в традиционных культурах «…вызываются мощными способами воздействия на сознание». К ним относятся, в частности, «различные ритмичные действия с использованием барабанов, бубнов и прочих ударных инструментов, музыки, пения, ритмических танцевальных движений, специальное изменение ритма дыхания, и культивация особых форм осознания окружающего» [5].
Станислав Гроф отмечает также: «Особый интерес для исследователей трансперсональной психологии представляют различные мистические традиции и великие духовные учения Востока. Сюда относятся системы йоги, буддийские учения от тхеравады и тибетской тантрической ваджраяны до дзен-буддизма, даосизм, суфизм, христианский мистицизм, каббала и др. Всеми этими системами были разработаны эффективные виды молитв, медитаций, медитаций в движении, дыхательных гимнастик и прочих действенных видов психотехники для введения человека в состояние изменённого сознания с глубокими духовными компонентами» [5].
Этноребёфинг предполагает достижение измененного состояния сознания в результате сочетания музыкально-звукового фона, интенсивного движения и медитативного восприятия специфически организованного пространства.
Применение такого комплексного традиционного метода в ребёфинге доказало свою эффективность, т.к. он обеспечивает человеку контроль своей внутренней ситуации. Измененное состояние сознания в таком случае не настолько глубоко, чтобы человек полностью потерял ориентацию в реальном пространстве, как это часто происходит при применении дыхательных техник.
Проходящие практику люди часто задают вопрос: «а что, если я не попаду в измененное состояние сознания, буду находиться здесь и сейчас, то тогда тренинг не получится?» Это не так. Для того чтобы от тренинга был позитивный эффект, достаточно работать по программе курса. Навязчивое стремление «провалиться» в измененное состояние настолько глубоко, чтобы не осознавать происходящего вокруг, способно повлиять на результат в противоположном направлении. Тренинг построен так, чтобы вновь рождающийся человек мог слышать и адекватно воспринимать команды ведущего, дозировать свои нагрузки, понимать смысл каждого действия, а для этого необходима ориентация в окружающем пространстве. Чтобы понять, насколько эффективным может быть тренинг с таким уровнем измененного состояния сознания, достаточно вспомнить детские игры. Когда дети играют в войну или космическое путешествие, они прекрасно понимают, что находятся в игровой ситуации. И тем ни менее переживания, полученные в детских играх – например, партнерства и противостояния, ответственности за свои действия – одни из самых ярких, и на опыт этих переживаний человек совершенно реально опирается, уже будучи взрослым. То же происходит и в процессе тренинга. Человек совершенно точно знает, с одной стороны, что находится в «игровой» ситуации. И, с другой стороны, это знание дает ему возможность организовать эту игру так, чтобы опыт, полученный в ней, впоследствии был полезен.
Во время практики этноребёфинга для «рожающегося» параллельно существуют два потока сознания – измененный и неизмененный. Измененный, «игровой», поток сознания говорит человеку о том, что он находится во внутриутробном периоде, проходит родовые пути, делает первый вдох и т.п. А обычный поток сознания в то же самое время дает человеку возможность осознавать прохождение гармонизирующей практики в реальной обстановке и в реальном времени. Присутствие неизмененного потока сознания очень позитивно отражается на психо-эмоциональном состоянии проходящего тренинг в частности, и на результатах практики в целом. Прежде всего, снимается страх отсутствия контроля над происходящим, что дает возможность работать спокойно и планомерно. Кроме этого, можно при необходимости задать вопрос ведущему, попросить пояснений или помощи. И, наконец, «рождающийся» может самостоятельно регулировать уровень включенности в переживание каждого конкретного этапа, а также темп своей работы.
Но самым главным плюсом параллельного течения измененного и обычного потоков сознания во время этноребёфинга является возможность анализировать свои ощущения, образы и переживания в режиме мониторинга, и, опираясь на полученную информацию, вносить осознанные изменения в происходящее непосредственно во время работы, а не после нее, когда повлиять на развитие событий уже невозможно.
Именно такой подход делает реальным формирование скорректированных перинатальных матриц и кардинально отличает этноребёфинг Школы рациональной психотехники от практик ребёфинга с использованием специфического дыхания.
Следующее важное отличие этноребёфинга заключается в наличии четкой программы курса:
1 день - "Воспоминание" - получение детальной информации для анализа и сопоставлений. Прохождение своих перинатальных матриц в измененном состоянии сознания, сопровождаемое наиболее яркими субъективными переживаниями этих периодов.
2 день - "Коррекция". Прохождение перинатальных матриц с учетом влияния раннего опыта на дальнейшее проживание.
3 день - "Прорыв". Прохождение перинатальных матриц, подтверждающее проведенную коррекцию. Первое применение нового опыта.
Таким образом, практика этноребёфинга состоит из трех занятий по четыре-пять часов, занимает три дня и предполагает прохождение обязательных этапов диагностики, осознанной коррекции и закрепления полученных результатов.
В первый день занятия предваряет вступительная лекция, в которой освещается история ребёфинга, его цели и задачи, теоретические основы курса, программа тренинга и условия его проведения. Выслушав лекцию, каждый из присутствующих решает для себя, остается он на практику или нет, и, если остается, то в каком качестве он будет в ней участвовать, поскольку в занятиях принимают участие не только «вновь рождающиеся». Вместе с ведущим действо обеспечивают так называемые ситтеры (от англ. sitter – сиделка, няня). Количество ситтеров в практике этноребёфинга должно по меньшей мере в полтора раза превосходить число «рождающихся». Обычно люди приходят на занятия, уже предполагая, в какой роли они будут выступать, и, тем не менее, нередко случается так, что кто-нибудь из ситтеров решает «рождаться». И наоборот, что происходит гораздо реже, предполагаемый «ребенок» остается на практике в качестве ситтера, после лекции понимая, что по тем или иным причинам он не готов в данный момент вспомнить и скорректировать свой ранний опыт, а вместе с ним и дальнейшее проживание.
Необходимо отметить, что участие в этноребёфинге в качестве ситтера также является гармонизирующей практикой. Ситтер получает возможность ощутить единство мира и себя как активную часть этого единства через осознанное содействие в рождении новых жизней.
На протяжении всей программы тренинга ситтеры находятся в состоянии тотального слияния с целостной ситуацией, отсутствия любой личной мотивации и в то же время детальной причастности к происходящему процессу. Уникальность такой практики ситтерства в том, что она дает реальный опыт активной фазы недеяния. Объяснить каждому ситтеру детально и наверняка, как необходимо действовать в той или иной частной ситуации, невозможно, поскольку невозможно точно предсказать развитие событий в каждом конкретном случае. И, тем не менее, ориентируясь только на состояние резонанса с происходящим и четко поставленное намерение, люди в нужный момент интуитивно и безошибочно совершают именно те действия, которые необходимы. И если для «детей» практика ребефинг – сугубо индивидуальная, то для ситтеров – индивидуальная и коллективная одновременно.
Как показал опыт, максимальный эффект этноребёфинга достигается в том случае, если помимо прохождения курса в качестве «рождающегося» человек также проходит практику в роли ситтера. Это не требует никакой специальной подготовки, поэтому в качестве ситтера в занятиях обычно участвуют как люди, уже проходившие рождение в рамках этой системы, так и те, кто лишь знакомится с ней.
Чрезвычайно значимая функция ситтеров в создании специфической организации пространства, являющаяся также для них самих гармонизирующей практикой, составляет третье кардинальное отличие этноребёфинга от всех вариантов проведения ребёфинга, принятых в мире в настоящее время.
Высокий терапевтический эффект этноребёфинга, разработанного Школой рациональной психотехники Г.Р. Рейнина, основан на осознанной автокоррекции перинатальных матриц. Индивидуальная осознанная работа «рождающихся» на тренинге становится возможной в результате использования традиционных техник измененного состояния сознания, четкого сценария происходящего и мощного психо-эмоционального резонанса участников, обеспечивающих процесс. Важную роль в практике играет отношение к рождению и жизни как к безусловной первостепенной ценности мироздания. Это, а также применение традиционных техник многих культур, следование определенному сценарию, целостность и во многом сакральность процесса стали причиной того, что этноребёфинг часто называют «Мистерии рождения».

О.А. Косулина
2011 – 2015 гг.

Список использованной литературы:
1. Boas Frahz. Primitive art. Courier Corporation, 1955
2. Бегг, Дейк. Практика ребёфинга. Москва, «Маркетинг», 2004
3. Геннеп ван, Арнольд. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. Москва. Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999
4. Головачёв В.Ц. Суицид как родовой обычай и сакральный обряд в классическом Китае (На примере средневековых стран северного Китая) // Таврический Журнал Психиатрии (Acta Psychiatrica, Psychologica, Psychotherapeu-tica et Ethologica Tavrica). Симферополь, 2006
5. Гроф, Станислав. Величайшее путешествие: сознание и тайна смерти. MAPS (Multidisciplinary Association for Psychedelic Studies), 2006
6. Дамм Ганс. Канака - люди южных морей. «Наука», 1964
7. Леви-Стросс, К. Структурная антропология. Москва. Издательство «Наука» РАН, 1983
8. Леонард, Джим, Лаут, Фил. Ребёфинг. Техника дыхательных трансов для психотерапии и самосовершенствования. М., 2000
9. Сайссон, Колин П. «Экстаз дыхания. Практика ребёфинга». М. 1999
10. Фрезер, Дж.Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980.